Привет всем! Продолжаю серию статей по педагогике, начатые публикацией «Математика 1 класса без ошибок» здесь, продолженные статьёй «ТРИЗ-педагогика — залог здоровья и долголетия» там, потом тут рассказом «ТРИЗ-педагогика: зачем делать сложным то, что проще простого» и других. Сегодня статья называется: «Проблемы образования в России и пути их решения».
1. Проблемы образования в России и пути их решения
Думаю, что я не открою Америку, если скажу, что основная проблема образования, которая была, есть и будет всегда, это оторванность знаний, получаемых в школе и ВУЗе, от реальной жизни. Проблема эта глобальная, не побоюсь сказать,- общемировая.
По этому поводу французский прозаик и философ, лауреат Нобелевской премии 1957 года Альбер Камю (1913-1960) говорил:
Из чего складывается эта проблема:
к содержанию ↑1.1 Лживая информация
А) Меня всегда удивляло – почему в детских сказках всегда побеждает добро? Однако в жизни часто бывает наоборот. Зло беспринципнее, коварнее и подлее добра. Это надо уяснить с детства. И чем раньше будут сняты розовые очки, тем лучше.
Б) Отчего, если человек в своей жизни сделал что-то хорошее и прославился, в остальных эпизодах своей жизни он становится святее папы римского?
А что происходит с преподаванием истории? Ложь на лжи сидит и ложью погоняет! Недаром говорят:
Поэтому ко всякой информации надо относиться критически и не ограничиваться одним – двумя источниками. Этому тоже надо учить.
к содержанию ↑1.2 Избыточность материала
Я не могу понять, зачем в школе вместо знаний, которыми человек будет пользоваться всю жизнь, грузят информацией, которая будет нужна ровно до того момента, как по этой теме будет выставлена оценка?
Для примера посмотрите программу по математике 11 класса,
Положив руку на сердце, ответьте самим себе:
«Сколько раз в жизни после сдачи экзамена вы логарифмировали, дифференцировали или интегрировали?»
По этому поводу не могу удержаться и не привести диалог моих любимых доктора Ватсона и Шерлока Холмса:
«Доктор Ватсон: Вы что, хвастаетесь своим невежеством?! …Но ведь я говорю об элементарных вещах, которые знает каждый!
Шерлок Холмс: Но я-то не каждый, Ватсон, поймите: человеческий мозг — это пустой чердак, куда можно набить всё, что угодно. Дурак так и делает: тащит туда нужное и ненужное.И наконец наступает момент, когда самую необходимую вещь туда уже не запихнёшь. Или она запрятана так далеко, что ее не достанешь. Я же делаю всё по-другому. В моём чердаке только необходимые мне инструменты. Их много, но они в идеальном порядке и всегда под рукой. А лишнего хлама мне не нужно».
По поводу этого высказывания знаменитого сыщика до сих пор идут ожесточённые споры. Правы все, и, на мой взгляд, истина в том, что информацию всегда надо фильтровать.
к содержанию ↑
1.3 Дефицит знаний по психологии общения
Одновременно с избытком информации в одних областях знания, наблюдается полное её отсутствие в других. Например, вопросов практической психологии школа вообще не касается.
А ведь в реальной жизни умение
- -сглаживать конфликты,
- — выстраивать гармоничные отношения в семье и коллективе,
- — управлять людьми
намного ценнее познаний в области высшей математики и квантовой физики.
Уже в зрелом возрасте я прочитал почти все книги психотерапевта М.Е. Литвака:
- «Принцип сперматозоида»,
- «Психологическое айкидо»,
- «Если хочешь быть счастливым» и другие.
Клянусь, получи я эти знания лет на 30 раньше, моя жизнь сложилась бы по-другому.
Привожу несколько цитат М.Е. Литвака:
к содержанию ↑
1.4 Неумение пользоваться полученными знаниями
Как правило, новый материал преподаётся без связи с практикой, без объяснения, зачем это нужно, где и как применяется. А от этого полученные знания остаются пустым звуком. Без практики новый материал запоминается тяжело, а забывается легко. На эту тему я писал в статье «Мои университеты в годы застоя» здесь.
1.5 Отставание от требований времени
Темпы научно- технического прогресса на сегодня таковы, что на то, что раньше требовались столетия, теперь затрачивается несколько лет.
Покажу на примере собственной жизни.
В раннем детстве в 50-е годы я слушал пластинки на дедушкином патефоне с виниловыми пластинками и металлической иглой.
В 60-е годы в школе записывал рок-группы на катушечный магнитофон «Aidas -9М».
В 80-е годы из Лондона мама привезла мне в подарок однокассетник «Hitachi».
В 90-е годы я перешёл на CD диски.
В 2000–е на смену CD дискам пришли флешки.
В 2010–е на смену флешкам пришли облачные хранилища информации.
Вот так. От патефона до облака за какие-то 50 лет!
Что будет дальше — страшно представить.
Недавно я слушал передачу, в которой учёные на полном серьёзе говорили о вживлении в мозг человека нано-роботов. Они позволят человеку напрямую, минуя гаджеты (телефоны и компьютеры и прочее оборудование), пользоваться интернетом и всей мировой базой данной…
При таком положении вещей никакая школьная программа не в состоянии будет объять необъятное. Учиться придётся всю жизнь.
В полный рост встаёт задача — научить учиться!
На этом пока всё. Продолжение следует. До новых встреч на блоге.
С уважением
Автор блога
Алексей Фролов
Классно написано! Со всем соглашусь!
Дифференциал, интергал и логорифмы — это не такая уж высшая математика. Просто не все задумываются, что эти математические операторы описывают явления, которые происходят вокруг нас каждый день.