Привет всем! Опять я вляпался с нашим кинематографом. Пост «Трудно быть режиссером» рождался в муках. Степень моего негодования зашкаливала. Поначалу, кроме нецензурных выражений по поводу последнего фильма Алексея Германа – старшего «Трудно быть богом», ничего в голову не лезло. Тогда я решил взять пример с Игоря Губермана и попросту промолчать.
Знаете эту историю?
1.Случай с Губерманом
Когда автор знаменитых «гариков» в последний раз приезжал в Россию на гастроли, во время концерта к нему пришла записка:
Губерман посмотрел в зал, почесал затылок и сказал:
«Как мне стало известно, ваша государственная Дума недавно приняла закон о запрете ненормативной лексики. По этой причине на данный вопрос я ответить не могу!»
Но в моем случае подобный вариант не проходил. Тематика моего блога и беспокойство о здоровье читателей просто обязывали меня сказать несколько слов по поводу этого «киношедевра», типа:
«Ты туда не ходи-и-и! Ты сюда ходи-и. Фильм башка попадет, совсем больной будешь!»
(Для тех кто не в курсе, это перефразированная цитата из прекрасного фильма «Джентльмены удачи»)
2.Краткая история создания фильма
Съемки фильма по одноименному романы братьев Стругацких «Трудно быть богом» Алексей Герман планировал начать в 1968 году. Были подготовлены 2 варианта сценария. Но 21 августа 1968 года советские танки вошли в Чехословакию для подавления «Пражской весны».
На этом закончилась «хрущевская оттепель», а по поводу съемок режиссеру сказали четко :
«Алексей, забудьте думать про это кино. Мы вам советуем даже книгу куда-нибудь выкинуть, потому что — вы сами понимаете».
По удивительному стечению обстоятельств съемки фильма начались в Чехии 32 года спустя уже по третьему сценарию, который был написан режиссером вместе с женой Светланой Кармалитой. Символично, что познакомились они в тот же знаменательный день 21 августа 1968 года.
Съемки фильма были завершены в феврале 2013 года уже после смерти Алексея Германа – старшего его сыном — Алексеем Германом — младшим. Все ждали шедевра. Посыпались награды.
На Римском кинофестивале в конце 2013 года картина была удостоена премии «Золотая Капитолийская волчица». В 2014 картина вышла в российский кинопрокат. В 2015 ей было присуждено семь премий Ника!
3. Под гипнозом
Под гипнозом всей этой информации я давно мечтал посмотреть эту ленту, но что – то постоянно мешало. Прошлым летом коробку от этого фильма я видел у соседа по даче, но просить из принципа не стал. Решил, что такие легендарные картины надо иметь в собственной фильмотеке. Прошло еще полгода, и вот три недели назад на Горбушке я купил диск «Трудно быть богом» в комплекте со «Страной Оз». Это был на редкость «удачный» улов.
к содержанию ↑3.1 Первая попытка
Первую попытку посмотреть эту картину предпринял на прошлой неделе на даче. Сварил чашечку кофе, порезал лимон тонкими круглешками, грешным делом налил рюмочку армянского коньяка.
На экране появился средневековый пейзаж, засуетились люди в рубище, с гнилыми зубами и лицами законченных ублюдков. Они постоянно плевались, блевали, мазали друг другу морды нечистотами и бормотали что-то невнятное.
Я начал крутить ручки настройки звука. Бесполезно. Слов разобрать было невозможно.
На второй минуте в кадре появилась голая задница, из которой вываливалось дерьмо. Она белела в проеме сортира над головами двух нелюдей, продолжавших размазывать экскременты по рожам друг другу.
На этом моменте я просмотр закончил. К коньяку не притронулся.
3.2 Вторая попытка
Вторую попытку сделал позавчера уже вместе с женой. Ее я пригласил в качестве эксперта по произведениям искусства, предназначенным для художественно образованной элиты. Это когда музыка без мелодии, фильм без сюжета, а картина без изображения. Напитки и съестное мы предусмотрительно отложили на потом.
После упомянутой сцены с грязной задницей нам целую минуту крупным планом показывали немытую шевелюру спящего дона Руматы (актер Леонид Ярмольник). Герой картины проснулся, встал с пола и положил подбородок на край стола, уставленного какой-то дрянью.
Потом встал, выкинул таракана из стакана и выпил его содержимое. Умылся, вытерся кипельно белым полотенцем, взял дудку и начал играть. Услышав первые звуки, его раб заткнул себе уши грязными тряпками.
А вокруг суетились в броуновском движении лысые, грязные рабы с колодками на шеях, с грязными, прыщавыми рожами и в лохмотьях. Все поголовно, включая благородного дона, постоянно хлопали себя по голове, уничтожая насекомых кровопийц, сморкались, прижав одну ноздрю, плевались и выплевывали непотребную пищу.
Ребята, и так три часа! Сюжета никакого. Диалогов почти нет, а где есть, разобрать ничего невозможно.
к содержанию ↑4. Фон длинною в три часа
Все действие картины происходит на фоне непролазной грязи, сточных канав, проливных дождей, виселиц и вываленных кишок. И, если у Стругацких на этом фоне развиваются события, ведутся умные диалоги, то у Германа весь фильм это сплошной фон. Три часа апокалиптического фона без слов и внятного сюжета.
Как я уже говорил, текста очень мало и его не слышно. Такая неразборчивая словесная полифония режиссеру почему-то показалась уместной. Мне, например, этого ее понять. Слово должно нести какой-то смысл, а не быть просто невнятным звуком.
Среди этого жуткого пейзажа Румата постоянно куда-то едет. Его сопровождают рабы. Один с металлическим креслом на голове, другой с несуразным зонтом. Диалогов и монологов практически нет. Есть мерзкая, босховская картинка и больше ничего.
5. Трудно быть режиссером. Авторские находки
Поразили меня еще несколько операторско-режиссерских находок:
- Уроды, проходящие мимо оператора, постоянно заглядывают в камеру.
- Когда проходит съемка отдельных эпизодов, прямо перед объективом обязательно появляется какая-то помеха в виде болтающейся веревки, тряпки или непонятных мельтешащих предметов.
- В картине преобладают крупные планы, которые не позволяют определить кому принадлежат отдельные части тела, детали одежды, кто где стоит и кто с кем разговаривает. Кто есть кто, наконец! От этого тебя не покидает постоянное ощущение тесноты, духоты и чисто физиологического дискомфорта.
Диалог бессильного «бога» Руматы и бессильного смертного Будаха в повести Стругатских является концептуальным и раскрывает основную мысль писателей. В картине этот эпизод представляет собой какое-то неразборчивое бормотание и никому ничего не говорит.
Сцены с участием барона Пампы тоже невнятны. Эпизод, в котором он, отбиваясь от серых, вращает двуручный меч над головой, я воспринял, как развлечение самодура в окружении зевак.
Режиссер почему-то намеренно рвет визуальный ряд. Освобожденный из клетки барон Пампа лихо скачет верхом на лошади, а через секунду его труп, утыканный стрелами, показывают лежащим в помойной яме. Что случилось? При каких обстоятельствах погиб Пампа? Не понятно.
6. Финал
Финал ленты скомкан. Толпа серых врывается в жилище Руматы. Он беседует, а потом убивает их командира и выпускает ему наружу потроха. Без этого никуда! А в следующем кадре показывают двор, усеянный трупами, вываливающиеся кишки дона Ребе, которые уже никого не трогают, и Румату, сидящего в луже.
Что случилось? Как и кто поубивал серых? Все это осталось за кадром. Опять разрыв сюжетной линии. Опять какая-то недосказанность, где не надо.
Но до этой последней сцены надо было еще досидеть. По рассказам зрителей, которые ходили смотреть эту ленту в кинотеатр, от полного зала в начале сеанса к концу оставались единицы. После первых же сцен народ начинал уходить, а к середине фильма мало кто уже оставался. Смотреть на Ад в течение нескольких часов – удовольствие на любителя.
Сегодня я рассказал вам о своем впечатлении от просмотра последней ленты Алексея Германа-старшего. Действительно трудно быть гением.
Фильм не смотрите, а повесть братьев Стругацких обязательно прочитайте. Как в зеркале окружающий мир увидите.
Этой рецензией поделитесь в социальных сетях, подпишитесь на обновление блога и ждите продолжения.
С уважением, автор блога Алексей Фролов.
Алексей, привет! Уже не раз замечал, что у нас одинаковые предпочтения в плане кинематограф, в частности отечественного. Эту картину я не осилил, хотя с детства перечитал много произведений Стругацких. Искренне пожалел свое время.
Максим, привет! Я стал книжку перечитывать после просмотра. Сама повесть просто шикарная. Кто мешал режиссеру сделать просто экранизацию, а не пыжиться выдать что-то своё? Это гордыня. Самый страшный смертный грех.
Алексей, спасибо за статью-предостережение на просмотр фильма «Трудно быть богом» для особо впечатлительных (это я о себе). А вот повесть обязательно прочитаю. Я как раз начала восполнять «литературные пробелы» своего образования (на днях с удовольствием прочитала «Между небом и землей » Марка Леви). Твори дальше!
Лена, привет! По пути в Моршанск, чтобы в поезде не выслушивать дебильные разговоры соседей по телефону, начинающиеся с фразы: «Алло! Это я! А чо ты сейчас делаешь?…» — надел наушники и послушал аудиоверсию повести со Светланой Сорокиной. Блеск! Мелькнула мысль, что, может быть, Герман так маскировался? Но в конце концов замаскировался настолько, что не только цензорам, но и зрителям, стало ничего не понятно.
Добрый день, Алексей! Нашел ваш блог совершенно случайно, читая статьи про моршанский Троицкий Собор.
Теперь с удовольствием читаю ваши рассказы. Браво!
Насчет «фильма» согласен на 100%! В свое время читал и перечитывал повесть, а это «произведение» могу охарактеризовать одним словом — дерьмо! Уж извините за прямоту.
Дмитрий, здравствуйте! Спасибо за добрые слова! Да, отец оставил такой след на Земле, что дай Бог каждому. Правда, история эта окончилась печально, но рассказывать о ней я не буду, а то ещё обвинят в «оскорблении чувств верующих».
От фильма я был в шоке. Посмотрел потом ещё несколько картин этого «режиссёра». Стилистика та же, но «Трудно быть богом» — это апофеоз, вершина. А сколько восторгов в прессе и от уважаемых людей! Это ещё раз говорит о том, что смотреть на мир надо своими глазами и слушать своими ушами. Но думать больно. Поэтому основная масса живёт чужим умом и чужими мыслями. Результат печальный.