ЛЕВИАФАН не ДУРАК или Образ жизни насекомых

Левиафан и его безвинная жертва

Привет всем!  Статья «Левиафан не Дурак или Образ жизни насекомых»  о двух российских картинах «Левиафан» и «Дурак». Об этих двух фильмах не писал только ленивый. Кажется, всё ясно, но мне всё равно захотелось внести свои рубль сорок в эту копилку.

Оба фильма о жизни нам, россиянам, ничего нового не рассказывают. Они просто иллюстрируют то, что мы видим и чувствуем каждый день. Это факт.

1.Образ жизни насекомых

к содержанию ↑

1.1 Левиафан

Другое дело, как и какими средствами режиссёры это показывают, и какой посыл при этом дают.
Фильм «Левиафан» я посмотрел три раза, в том числе с мамой — причём по её просьбе — два раза. А её, человека, прожившего в России 83 года, чем-либо удивить очень трудно.

Фильм не оставляет равнодушным. Даже после нескольких просмотров ловлю себя на том, что мысленно постоянно возвращаюсь к этой картине, вспоминаю отдельные кадры и реплики персонажей. Для меня это главный показатель качества фильма.

Левиафан2

С первых кадров ошеломляют величественные картины северной природы, сопровождаемые великолепной музыкой. Здесь у меня прямая аналогия с «Солярисом» А.Тарковского. Большинство кадров снято чёрно-белыми красками, они намеренно затемнены. Это подчёркивает общий настрой картины.

Ладно скроенный сюжет блестяще показывает безжалостный «мир насекомых», обитающих среди всего этого первозданного великолепия. Насекомыми пьяный мэр Прибрежного Вадим Сергеевич в начале фильма назвал всех обитателей города, не относящихся к правящей элите.

А по сути «насекомыми» в картине являются все. Сам мэр и его окружение тоже насекомые, только более крупные и более хищные.

Насекомые крупные и мелкие

Положительных персонажей нет.
Я читал где-то, что кадр с мухой на оконном стекле был случайно пойман оператором во время съёмок сцены, когда друг-адвокат читает заявление в милицию. Но как он органично вписался в картину. А почему? Да потому, что он тоже о насекомых.

А с каким надрывом вещает мэр на совещании с силовиками, и опять без насекомых никуда: «Когда это было? Вошь придавили. Вонь на всю округу!»

Мэр города

По-человечески жалко главного героя. Его предают все: жена, друг детства, знакомые. Постоянные конфликты с сыном, который, по моему мнению, и убил мачеху. И если в Николае и мелькает что-то человеческое, то это лишь жалкие проблески былого, утонувшие в водке и полной апатии к жизни.

Пьет из горла Николай

На его примере мы наблюдаем последнюю стадию превращения из гомосапиенс в насекомое.
Весь фильм мэр по праву сильного буквально жрёт Николая на глазах у зрителя. Повторюсь, жалко, но такова «се ля ви». И суть этой самой «се ля ви» выражена одной фразой того же Вадима Сергеевича:

«Козел, бл…дь! У тебя никаких прав никогда не было, нет и не будет!»

И это он говорит не только герою фильма, которого играет Алексей Серебряков, но и всем нам, сидящим перед экраном.

Это мы сами

Мат меня не раздражал. Всё гармонично. Сказано с матом. И ответить на это можно только матом. Накал страстей таков, что иного языка для выражения эмоций просто нет. Да и насекомые должны ведь говорить на каком-то особом языке. Вот вам, пожалуйста.

Я считаю очень удачной находкой режиссёра символические образы скелетов в этом фильме. Их нам показывают постоянно: скелеты китов, скелеты причалов, скелеты кораблей и скелеты домов. Кажется, что они обглоданы этими же хищными насекомыми. Дай им волю, они после того как сожрут друг друга, примутся за скалы. Воду из моря и ту высосут.

Образ жизни насекомых в России

И, похоже, всё это — уже не в фильме, а в жизни — не за горами.
Подлинным украшением фильма является мэр города Вадим Сергеевич. Я всегда был поклонником таланта актёра Романа Модянова, но здесь он превзошёл самого себя. Образ получился объёмным, противоречивым и интересным. Он ведь не только людей убивает, он и в Бога верит, он и храмы строит.

А то, что цель благих дел — чтобы убивать безопаснее было (и для души, и для тела) — вопрос второй.
На что церковь обиделась после выхода этого фильма? Не понимаю. Даже у актёра, сыгравшего владыку, начались проблемы в реальной жизни.

Церковь и власть едины

Проблему считаю надуманной. Под сводами церкви весь фильм повторяют: «Всякая власть — от Бога». Согласен! Поменяется власть плохая на хорошую — и она будет от Бога.

А священнослужители какими были, такими и останутся, и будут опять повторять, как написано в священном писании:

«Всякая власть от Бога».

Церковь ведь у нас ортодоксальная. Только пока люди — насекомые, не надейтесь, что власть поменяется. Так кто в этом виноват?

 

Фильм прекрасный как произведение искусства. Как талантливая поделка. Но которая никуда не зовёт и никаких вопросов не поднимает. А ответов мы и не ждём.

Творческая группа фильма

к содержанию ↑

1.2 Дурак

Теперь о втором фильме.

Фильм "Дурак"

 

Фильм «Дурак» иной. Смотрел я его два раза. И оба раза с удовольствием. Здесь всё поприземлённее и попроще, чем у Звягинцева. Действие картины происходит не на фоне моря и скал, а на фоне коммуналок и малогабаритных квартир. Лейтмотивом служит не симфоническая музыка, а песня Виктора Цоя. Всё не так масштабно и пафосно.

Хотя суть та же — столкновение интересов власть имущих и всех остальных.
Зато в этом фильме не все насекомые, есть проблема — дом, который может рухнуть в любой момент, и есть благородный человек — Дмитрий, который хочет спасти сотни не знакомых ему людей. Ему мешают, и чуть не убивают за всё хорошее.

Менты расстреливают двух чиновников

В критический момент, когда менты готовы были расстрелять Дмитрия вместе с двумя высокопоставленными чиновниками, за него вступился, казалось, совсем плохой начальник коммунальной службы Федотов, и спас ему жизнь. А сам был убит.

Красивый сценарный ход, но совершенно неправдоподобный.
Во-первых, шум от бесследного исчезновения двух крупных городских начальников был бы не меньше, чем от обрушения дома с жильцами.

Во-вторых, если уж менты пошли на убийство такого масштаба, вряд ли что-либо заставило их оставить живого свидетеля.
Также неправдоподобно звучат взаимные обвинения городских начальников в воровстве и последовавшая за этим исповедь мэра города в присутствии простого сантехника Дмитрия. Диалоги реальные, но только в узком кругу. Это уже ничем не объяснимый косяк сценаристов.

Скандал в городской управе

Главному герою противостоят все, и даже жена. Ключевая фраза фильма звучит от главного героя в её адрес в момент расставания: «Неужели ты не понимаешь, что мы живём как свиньи и дохнем как свиньи только потому, что мы друг другу никто?»

Кульминацией является сцена, когда главного героя фильма начинают убивать те, ради которых он бескорыстно рисковал своей жизнью и вступал в борьбу с властями. За него полез в драку только один безвестный парень из толпы, которого жестоко избили.

Фильм Дурак

Вот этот сценарный ход мне в фильме очень понравился. Почему понравился? Да потому, что здесь косвенно ставится вопрос, который не уставал задавать всю свою жизнь Сергей Довлатов:

«А кто писал 4 миллиона доносов во времена Сталина»?

И начинаешь задумываться: всё это похоже на тупик. Страна находится на пассионарном спаде. Всё меньше остаётся в ней «Дмитриев» и всё безжалостнее система их пожирает.

Конечно, фильм «Дурак» более угловатый, более прямолинейный по стилистике, чем «Левиафан». Но это не умаляет его нравственных и смысловых достоинств.

Мой вердикт. Оба фильмы великолепны и каждый по-своему. Спасибо режиссёрам!

Съемочная группа фильма "Дурак"

Сегодня в статье «Левиафан не дурак или Образ жизни насекомых» мы поговорили о двух замечательных российских фильмах «Левиафан» и «Дурак». Как вам понравился рассказ? Если да, то обязательно поделитесь им в социальных сетях и подпишитесь на обновления блога. Пока, пока.

С уважением, автор блога Алексей Фролов.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Подпишись на обновления
Комментарии к статье: 7
  1. Надежда Воронина

    Очень хорошая статья. Читать одно удовольствие)

    Пыталась с мужем посмотреть второй фильм, но так и не случилось. Услышал от друзей, что это «вынос мозга» и как-то сник.

    Хотя, «жёсткие» фильмы смотреть для него не в новинку. В основном я отлыниваю от этого.

    А тут… даже удивилась.

    «Левиафана» ещё не смотрела. Мне кажется, политический очень. Не на прямую, косвенно. (Политику муж не приемлет. Наверное тоже не захочет посмотреть со мной.)

    А вот «Дурак» на меня сильное впечатление произвёл. Но не скажу, что слишком негативное. Наверное, даже наоборот. Может быть потому, что я оптимист до костного мозга.

    Я верю, что пока есть такие люди как Дмитрий, Россия будет жить.

    Если вернуться к той же Библии, такой популярной в «Левиафане», мы там найдём, слова: «Даже если будет там один праведник, помилую эту землю».

    А таких как Дмитрий, у нас много. Да, в каждой отрасли он один на несколько десятков. Но есть!

    А раз есть, значит есть надежда на возрождение.

    Ответить
    • Алексей

      Надежда, здравствуйте! «Дурак» я посмотрел по рекомендации А.Борисова, предполагаю Вы тоже. Я пессимист, и моё мнение, что «Левиафан» скоро дожрёт последних «Дмитриев». Не вижу точек роста. Фильм обязательно посмотрите. А то, как в анекдоте, получается «Все:»Карузо, Карузо!» А мне Рабинович напел — ничего особенного!»

      Ответить
  2. Надежда Воронина

    Посмотрю обязательно)

    Но всё же, я всегда учитываю тот факт, что виртуозное создание атмосферы в фильме — дело рук профессионалов. Они делают выжимку из времени, характеров, обстоятельств, случайностей и ещё много чего и получают очень концентрированный продукт. Своего рода гротеск, гиперболу, которая в жизни имеет место, но не всегда, не во всех обстоятельствах, не при любых исторических событиях.

    В жизни бывает очень много условностей, которые могут нарушить стройную картину фильма.

    Режиссёр, как диагност показывает изъян общества. Общество в свою очередь решает что ему делать дальше.

    Есть много классических книг и фильмов с негативной атмосферой всех времён. Но это не значит, что все они сбылись. А также не значит, что после даже наступившего апокалипсиса, невозможно возрождение.

    Ответить
  3. Вадим

    Все никак не решусь посмотреть эту картину.

    Ответить
    • Алексей

      Вадим, привет! Мужайтесь. Я готовлюсь посмотреть «Левиафан» в четвёртый раз!

      Ответить
  4. Константин Бабий

    Очень подробный обзор, спасибо. Фильм первый еще не смотрел, хотя очень много слышал…

    Ответить
  5. Алексей

    Константин, здравствуйте! «Левиафан» — это обязательная программа. Посмотрите и напишите мне насколько соответствуют наши мнения по поводу этого фильма.

    Ответить
Оставить комментарий
;-):|:x:smile::shock::sad::roll::razz::oops::o:mrgreen::lol::idea::grin::evil::cry::cool::???: