Привет всем! Этой статьёй «Гранада. АЛЬГАМБРА. Достопримечательности Испании на шестой день (окончание)» (Начало шестого дня тут) я продолжаю дневниковые записи путешествия в Испанию с 8 октября по 15 октября 2016 года, начатые в этой статье. Это не первый опыт публикации моих отчётов о путешествиях по миру. О Японии вы можете прочитать здесь , о Скандинавии тут , про Крым там
Главной целью этого вояжа в Испанию было посещение Севильи, Кордобы и Гранады — последних оплотов мавров на Иберийском полуострове. И вот мы уже тут.
- 6. АЛЬГАМБРА. Достопримечательности Испании на шестой день (окончание). 13 октября 2016 года. Четверг.
- 6.12 Дворцы Насридов
- 6.12.6 Львиный дворик во Дворце Львов
- 6.12.7 Зал Королей
- 6.12.8 Зал Сталактитов
- 6.12.9 Зал Абенсеррахов
- 6.12.10 Зал Двух Сестёр
- 6.12.11 Зал Бифориев (или Зал Ахимесов)
- 6.12.12 Балкон Дарача (Линдарахи)
- 6.13 Сад Линдарахи
- 6.14 Покои Императора Карла V
- 6.14 Будуар Королевы
- 6.15 Двор Решётки
- 6.16 Бани Хаммам
- 6.17 Дворец Парталь
- 6.18 Ворота Правосудия (Справедливости)
- 6.19 Дорога в Мадрид
6. АЛЬГАМБРА. Достопримечательности Испании на шестой день (окончание). 13 октября 2016 года. Четверг.
к содержанию ↑6.12 Дворцы Насридов
к содержанию ↑6.12.6 Львиный дворик во Дворце Львов
Давайте сразу разберёмся с названиями, пользуясь этой картой.
Львиный дворик — это центральная часть Дворца Львов, построенного эмиром Мохаммедом V
Дворец Львов включает в себя:
- Львиный дворик
- Зал Королей
- Зал Сталактитов
- Зал Двух Сестёр
- Зал Абенсеррахов
- Зал Бифориев (Ахимесов)
- Балкон Дарача (Линдарахи)
Выходим на улицу и бросаем последний восторженный взгляд на Миртовый дворик.
Через акру восточной стены Миртового дворика переходим в Львиный дворик Дворца Львов.
Проходим «сталактитовую» арку и оказываемся в Львином дворике.
Не верится, что это творение рук человеческих!
13-26 Нам открывается великолепный Львиный дворик со 124 пальмами-колоннами.
В чем идея: 1 + 2 + 4 = 7, а СЕМЬ — счастливое число!
Если вам придётся побывать здесь, обратите внимание на плоские потолки аркадных галерей по всему периметру Львиного дворика, набранных из кусочков ливанского кедра.
А вот потолки двух беседок, расположенных с востока и запада Дворика Львов, выполнены в виде вогнутых сфер из того же ливанского кедра. Причём иногда кажется, что эти сферы выпуклые.
к содержанию ↑
6.12.7 Зал Королей
С восточной стороны Львиного дворика расположен Зал Королей (Sala de los Reyes) №19. Он разделен на три части двойными арками.
В Зале Королей в Альгамбре жили арабские правители — эмиры и султаны. Входим в зал сквозь трёхарочную беседку и любуемся узорами на пилястрах над арками.
Это действительно «королевский» зал. Огромный, с изысканной отделкой. Гипсовый декор сплошным слоем покрывает стены. Причём узор нигде не повторяется. На цокольной части стен плитка (азулежу).
Потолок в Зале Королей четырёхугольной формы с сотовым сводом.
Новое слово:
Сотовый свод, мукарны, мукарнасы, сталактиты — характерный элемент традиционной арабской и персидской архитектуры; разновидность складчатого свода из замкнутых перегороженных складок в виде ромбических гранёных впадин-гексагонов, пирамидальных углублений, похожих на восковые пчелиные соты или на сталактиты.
Освещение идёт через арочные окна, расположенные по всему периметру Зала Королей.
На потолке центральной секции зала на фоне рельефных узоров и гербов изображены десять беседующих арабских кавалеров. По одной из версий это десять первых правителей из династии Насридов. До XIX в. их считали судьями, и зал назывался Залом Правосудия (Sala de la Justicia).
Выходим из Зала Королей. Напротив, с противоположной, западной стороны Львиного дворика находится Зал Сталактитов. Вход в него через такую же трёхарочную беседку, что и в Зал Королей.
к содержанию ↑6.12.8 Зал Сталактитов
Зал Сталактитов (Sala de los Mocárabes) раньше служил вестибюлем для входа во дворец Львов. По своему убранству он самый скромный из залов Дворца Львов. Из-за взрыва порохового склада в 1590 году от сотового свода Зала Сталактитов остались одни воспоминания.
От былого великолепия остались только фрагменты.
А это мукарны Зала Сталактитов крупным планом.
А вот мукарны ещё крупнее:
Даже, глядя на последнее фото, до конца не понятна геометрия этих фигур.
А вот крупным планом ещё один шедевр арабских мастеров:
к содержанию ↑6.12.9 Зал Абенсеррахов
С южной стороны Львиного дворика расположен Зал Абенсеррахов.
Входим в Зал Абенсеррахов через двойную арку.
По трем другим сторонам зала расположены двойные арки, опирающиеся на колонны с голубыми капителями.
Отделка стен, как всегда безупречна.
Немного истории:
Мавританскую Гранаду терзали не только войны с христианской Испанией, но и внутренние раздоры: два семейных клана, Сегри и Абенсеррахи, издавна вели между собой кровавые распри. По легенде эмир Мулей Хасан, принадлежавший к клану Серги, заподозрив Абенсеррахов в измене, пригласил в гости 36 представителей этого семейства. А когда они явились во дворец воскликнул:
«Ничто и никогда не остановит меня на пути борьбы с врагами!»
В этот момент к каждому из гостей со спины незаметно подкрались верные эмиру люди и кинжалами перерезали им горло. До сих пор зал, в котором были умерщвлены воины, называется «Зал Абенсеррахов».
В центре зала расположен фонтан, куда были сложены головы Абенсеррахов. Суеверные люди считают, что пятно ржавчины в мраморной чаше фонтана — это следы крови, пролитой в этом зале.
Потолок Зала Абенсеррахов поражает воображение. Притом, что само помещение прямоугольной формы, потолок выполнен в форме восьмилучевой звезды. Сопряжение этой конструкции со стенами обеспечивают тромпы, имеющие, как и потолок, сталактитовую структуру.
Новое слово:
Тромп (от франц. trompe) — сводчатая конструкция в форме части конуса. Она обеспечивает визуальный переход от сферического купола или верхнего восьмерика к кубическому объёму нижнего помещения. Вторым её назначением является перенос нагрузки от потолка на стены.
к содержанию ↑
6.12.10 Зал Двух Сестёр
Зал Двух Сестёр (Sala de las Dos Hermanas) расположен с северной стороны Львиного дворика. Он имеет форму квадрата со стороной 8 метров. Название зала пошло от двух громадных плит, расположенных по обе стороны фонтана.
Это была центральная комната покоев Султанши и царствующей фамилии. Известно, что здесь жила с детьми мать Боабдиля (последнего эмира Гранады) после того, как её отверг султан Мулей Хасан.
Ниже приведено фото, где хороша видна вся анфилада помещений, начиная от арки входа в зал Двух сестёр:
- Зал Двух Сестёр
- Зал Бифориев (Ахимесов)
- Балкон Дарача (Линдарахи)
Каждая из четырёх стен зала Двух Сестёр имеет арочный вход.
Две боковые арки ведут в небольшие залы с наборным кессонным потолком из ливанского кедра.
Стены зала Двух Сестёр покрыты филигранной резьбой по стуку.
Новое слово:
Резьба по стуку — архитектурная декорация, распространённая в странах всего Ближнего Востока. Находит главное свое применение во внутренних стенах зданий, но и наружные стены иногда украшаются этим же материалом. Стена из обожженного кирпича покрывается стуковым слоем, по которому вырезается узор. Узор прорезается от руки по непросохшему еще стуку.
Вот перевод с арабского нескольких стихов, запечатлённых на стенах зала Двух сестёр:
«Я — сад, который украсила красота: ты познаешь моё существо, если вглядишься в мою красоту. За Мухаммеда, моего короля, и я также становлюсь самым благородным, подобным тому, каким он будет и каким он был…»
«Величественное творение, судьбе угодно, чтобы оно становилось всё прекраснее. Какой отдых для очей!»
Изразцовый цоколь из люстровой керамики представляет интерес своей цветовой гаммой, включающей фиолетовый цвет.
Новое слово:
Люстр (франц. lustre — глянец, блеск, от лат. lustro — освещаю)- это пигмент для росписи керамических изделий поверх обожженной глазури. Он проявляется на поверхности изделия в виде перламутрового или металлического отблеска и усиливает живописный эффект декора за счёт богатой цветовой гаммы.
Однако самой впечатляющей частью декора Зала Двух сестёр всё же является восьмиугольный купол со «сталактитами». Он имеет сложный орнамент из 5000 ячеек. В XVI веке на окнах были витражи, и за счёт освещения от них потолок сверкал всеми цветами радуги. Но и сейчас, это потрясающее зрелище.
6.12.11 Зал Бифориев (или Зал Ахимесов)
Через арочный проём в северной части зала Двух Сестёр попадаем в Зал Ахимесов.
«Ахимес» — так называется двухъярусное окно на арабском, разделенное посередине колонной. Это название получил зал из-за окон, расположенных симметрично с двух сторон от балкона. Ещё одно название этого зала — «Зал Венецианских окон», третье название — «Зал с лоджиями».
Поверьте, разобраться с этим было непросто. Даже в Интернете информация скудная, противоречивая, а зачастую, и ложная.
«Зал Ахимесов»(Sala de los Ajimecas) №21 — это длинное по своей форме помещение между Залом Двух Сестёр (№20) и Балконом Дарача (№22).
Оно было предназначено для жен и наложниц, у которых были дети.
Изысканностью отличается в этом зале потолочный свод, покрытый мукарнами.
Его стены декорированы гипсовыми украшениями с религиозными надписями и изображениями гербов с девизом Насридов.
Зал под сводом окружен фризом с надписью, которая гласит:
к содержанию ↑«Помощи и защиты Аллаха и блестящей победы нашему господину Абу Абдалле, эмиру мусульман».
6.12.12 Балкон Дарача (Линдарахи)
В самом центре зала находится арочный вход, откуда взору гостей Альгамбры открывается неповторимый по архитектурному декору Балкон Дарача, который ещё называют балконом Линдарахи. Три арабских слова «И-айн-дар-Айша» (Глаза Султанши) дали название помещению, которое служило троном старшей жене эмира Гранады. Три окна выходят во Дворик Линдархи (сад Султанши).⠀
Ещё одно название — Мирадор Дарача (Mirador de Daraxa) — крытый бельведер зала Двух сестер, выходящий во дворик Линдараха (Patio de Lindaraja).
Как видите, центральное арочное окно двойное, а боковые одинарные. Обратите внимание как низко расположены окна. Это связано с тем, что по арабскому обычаю обитатели дворца сидели на подушках на полу.
Тончайшие узоры стен напоминают резьбу по кости, а вкрапленные в них надписи являются отрывками из стихотворений Ибн-Замрака (Абен-Земрека).
Над большими окнами возвышаются стрельчатые арки с мукарнами, на их панелях также видны надписи, восхваляющие Аллаха, Мухаммеда V, и стихотворения.
Крепостные стены Альгамбры покрыты каллиграфическим декором, скорописью и арабской вязью, которой выведены не только слова «Лишь Господь — победитель» (фраза, которую приписывают Зави-бен-Зири, основателю династии Насридов), но и стихотворения, написанные тремя поэтами гранадского двора:
- Ибн Яйяабом (1274-1349),
- Ибн Аль-Хатибом(1313-1375)
- Ибн-Замраком (1333-1393),
которые работали секретарями королевской канцелярии и визирями. Среди них именно Ибн-Замрак считается самым выдающимся поэтом Альгамбры.
Зал под сводом окружен фризом с надписью, которая гласит:
«Помощи и защиты Аллаха и блестящей победы нашему господину Абу Абдалле, эмиру мусульман»
Потолок Балкона Дарача выполнен в виде витража прямоугольной формы.
На этом мы завершаем осмотр Дворцов Насридов. Из последнего из этих дворцов — Дворца Львов — выходим в Сад Линдарахи.
к содержанию ↑6.13 Сад Линдарахи
В 1527 году напротив Балкона Дарача были построены Покои Императора Кара V. Здесь останавливался писатель Вашингтон Ирвинг — автор знаменитых «Легенд Альгамбры».
Покои Императора заслонили великолепную панораму, открывавшуюся из окон бельведера. В качестве компенсации за эту потерю на пространстве, образовавшемся между корпусами был организован Дворик Линдарахи. У него тоже много других названий:
- Сад Султанши
- Дворик Дарача
- Сад Дарача
- Апельсиновый сад
- Мраморный сад
В 1626 году сюда был перенесён фонтан, ранее украшавший Дворик Мешуар. В саду растут кипарисы, акации, апельсиновые деревья и самшиты, которые окружают большой мраморный фонтан в центре, бортик которого украшен стихотворениями, как и фонтан Львиного дворика (Дворика Золотой комнаты).
К югу от дворика расположены подвалы Зала Двух Сестёр, которые являются частью комплекса помещений вокруг Зал Секретов. Название зала связано с тем, что, если два человека встанут в противоположные углы помещения, и один из них будет тихо говорить, повернувшись в направлении противоположного угла, его собеседник всё прекрасно будет слышать благодаря акустике зала, которая обеспечивается за счёт парусного свода.
к содержанию ↑6.14 Покои Императора Карла V
Через Решетчатую галерею проходим в Покои Императора Карла V, расположенные с западной и северной стороны дворика Линдарахи. Всего здесь шесть комнат : коридор, кабинет, приемная, спальни императора и императрицы, Зал плодов. Две комнаты Покоев находятся с восточной стороны, а четыре комнаты — с северной. В Зале плодов в 1829 году жил писатель Вашингтон Ирвинг.
Предполагалось, что император будет здесь жить во время строительства дворца. Но он не был здесь и дня.
Внутреннее убранство Покоев Императора после посещения Дворца Львов представляют из себя убогое зрелище. Натуральный сарай.
к содержанию ↑6.14 Будуар Королевы
Из Покоев Императора через Будуарную Галерею проходим в башню, где располагался Будуар Королевы ( Peinador de la Reina)№26 . Это комната верхнего этажа башни Аль-Хаджадж (часть титула Юсуфа I), которая примыкает к покоям Карла V, достроенные специально для императрицы Изабеллы Португальской, супруги Карла V.
Это открытая галерея с арочными окнами, созданная художниками Хулио Акилесом и Александром Майнером в арабском стиле.
Радует глаз вид со второго этажа.
Это жилой район Гранады — Альбайсин. Название квартала, вероятно, связано с араб. Rabad el-Bayyazin — «квартал сокольничих».
Район был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с Альгамброй и садами Хенералифе. Это «богатое хранилище народной архитектуры мавров, которая гармонично соединяется с традиционной архитектурой Андалусии».
Альбайсин расположен к северу от реки Дарро на холме напротив Альгамбры, возвышаясь над Нижним городом и составляя средневековую часть Гранады.
к содержанию ↑6.15 Двор Решётки
Между Покоями Императора и Башней Комарес расположен Двор Решётки.
6.16 Бани Хаммам
Слово «хаммам» происходит от слова «хам» — жарко.
Рассказывают, что в Бане Хаммам было два яруса На верхнем ярусе играли слепые музыканты, так они не могли рассмотреть красоту обнаженных наложниц и жен султана. Туда же бывало поднимался и сам султан, чтобы сверху окинуть взглядом свой гарем и кинуть яблоко той, которой суждено провести ночь с ним.
В 1499 году по приказу инквизитора Франсиско Сиснероса начали сносить мавританские бани по всему бывшему Гранадскому королевству. Чудом уцелела только одна, и только благодаря тому, что вход в неё был из жилого помещения.
«Цивилизованные» испанцы снесли не только бани, но и сожгли библиотеку Университета, запретили говорить на арабском языке.
Традиция посещения бань, обряд омовения у мусульман и евреев перед входом в храм и «не мытьем» у христиан стала своеобразной мерой религиозной принадлежности и уличением в еретизме. Когда мориски (крещенные мусульмане) и марраны (крещеные евреи) представали перед священной инквизицией, то фраза «обвиняемый принимал ванны» свидетельствовала об измене христианству.
Потолок в хаммаме делали сводчатый, что позволяло воде и конденсату стекать вниз, избегая попадания каплям на голову посетителей. В потолке обустраивали отверстия разных форм, для рассеивания света, в них вставляли цветные стекла. Через другие отверстия регулировали температуру внутри, открывали и закрывали по мере надобности.
Внутри бани было несколько помещений:
- Комната для переодеваний (аподитерий)
- Зал отдыха
- Холодный зал (фригидарий)
- Тёплая комната (тепидарий)
- Парилка (кальдарий) с медным котлом для обогева полов всех помещений
6.17 Дворец Парталь
13-47 Через Дворик Линдархи идём ко Дворцу Парталь. Вдалеке виднеется церковь Санта-Мария-де-ла-Альгамбра (Iglesia de Santa María de la Alhambra). Построена в 1581—1618 гг. на месте Большой мечети. На карте она обозначена, как Башня Пик.
Название Дворца Парталь произошло от пятиарочного портика, ведущего внутрь башни.
У Дворца Парталь есть и другие названия:
- Дамская башня (Torre de las Damas)
- Башня Принца
- Купальня Одалисок
- Двор Смоковницы (Patio de la Higuera)
Дворец возвышается в глубине Сада Парталь. По легенде именно из этой башни бежал Боабдиль, приняв решение противостоять отцу Мулею Хасану из-за его любви к красавице Сорайе.
Отражение Дворца Парталь в воде пруда по великолепию не уступает отражению Башни Комарес в Миртовом дворике.
к содержанию ↑6.18 Ворота Правосудия (Справедливости)
Ну вот и пришла прощаться с Альгамброй. Из Гранады мы поедем прямо в Мадрид. Из окна такси бросаем последний взор на Ворота Справедливости (Puerta de la Justicia) или Ворота Правосудия, т.к. раньше по восточной традиции под воротами решались мелкие судебные дела.
«Во всех вратах твоих… поставь себе судей и надзирателей… чтоб они судили народ судом праведным» (Втор., 16,18)
Их также называют Воротами Эспланады (Puerta de la Explanada), т.к. в древности перед Башней Правосудия простирались огромные пространства.
После арочного прохода высотой в половину Башни Правосудия в глубине расположена другая арка, облицованная белым мрамором. Она надежно закрыта массивными дверями. Между ними (вверху) — открытое пространство, через которое обороняющиеся могли сбрасывать на нападавших камни, лить кипящее масло.
В самой высокой точке высокой передней арки расположено изображение руки.
Эта рука — религиозная эмблема — пять пальцев обозначают пять основных заповедей ислама.
Вашингтон Ирвинг пишет, что они заключаются в следующем:
- Воздержание,
- Паломничество,
- Милостыня,
- Омовение,
- Война с неверными.
Поправим знаменитого писателя. На самом деле заповеди ислама такие:
- Верь в единого Бога Аллаха,
- Молись,
- Подай милостыню,
- Постись,
- Соверши паломничество в Мекку, хоть раз в жизни.
На внутренней низкой аркой мы видим ключ — геральдический символ династии Насридов.
Над этим арабским символом власти установлена статуя Девы Марии, как знак победы над мусульманами. Она была сделана Роберто Алеманом по указанию Католических королей.
Согласно древнему преданию, которое упоминает Вашингтон Ирвинг, рука и ключ — колдовские знаки судеб Альгамбры. Мавританский царь, воздвигший Альгамбру, был колдуном, продавшим душу дьяволу.
Он наложил на крепость магическое заклятие, хранящее крепость. Оно не утратит силы, пока рука с наружной арки не схватит ключ над внутренним входом. Только тогда всё сооружение рассыплется в прах и взорам людей откроются мавританские сокровища, зарытые под сводами Альгамбры.
к содержанию ↑6.19 Дорога в Мадрид
14-45 Отъехали на автобусе из Гранады. По дороге опять любуемся пейзажами южной Испании.
16-01 Приехали на вокзал в Антекьера-Санта Ана
18-35 Мы в Мадриде на печально известном вокзале Аточа.
19-26 Мы в гостинице «Флорида» в Мадриде.
21-20 Зашли поужинать в ресторан рядом с гостиницей.
Плюс чай и кофе-американо = 40 евро
21-29 Вышли из ресторана
21-30 Фитнес-клуб в Мадриде
Напротив гостиницы огромный супермаркет.
Заглянем внутрь.
22-13 Несмотря на поздний час манекены не знают усталости.
Чего не скажешь о нас.
22-29 Сил хватило только сходить на разведку до Церкви Святого Антонио, где похоронен Франциско Гойя и находятся его фрески.
22-55 Вернулись в гостиницу «Флорида» в Мадриде. Шестой день в Испании подошёл к концу.
По традиции в конце статьи видео на заданную тему «Восхитительная Альгамбра, Гранада»:
Как вам понравилась статья: «Гранада. АЛЬГАМБРА. Достопримечательности Испании на шестой день (окончание)»? Продолжение следует.
С уважением
Автор блога Алексей Фролов